Архив записей

Главная » Статьи о Китае » Император Канси. Династия Цин. История Китая. Часть 1

Император Канси. Династия Цин. История Китая. Часть 1

Император КансиВ 1661 г. оспа унесла Фулиня, и императором стал Шуньчжи, первый маньчжурский правитель Китая. Придворные лобби, потрясенные внезапностью этого события, в конце концов, выбрали наследником трона семилетнего ребенка по имени Сюанье, более известного под своим девизом правления - Канси. Самой влиятельной группировкой среди этих «делателей императоров» была китайская или прокитайски ориентированная фракция, возглавляемая неким Ян Гуансянем (1597- 1670 гг.). Этот человек родился в Аньхуэе, и его особенностью была принадлежность к мусульманской вере, что обеспечивало ему благосклонность маньчжуров и вызывало у него отвращение к христианам.
Перенос в Центральную Азию этого средиземноморского антагонизма может показаться несуразным. Тем не менее он здесь не играл значительной роли, пока один случай, произошедший в это самое время, не обнаружил реальных масштабов присутствия христиан и ксенофобии, которую они могли вызывать в узком, но влиятельном придворном кругу. Речь идет о сложностях вокруг Бюро календаря. Хотя этот вопрос волновал только академические круги высшей администрации, его нельзя было назвать безобидным, поскольку он затрагивал краеугольный камень имперского ритуала.
Действительно, до Юань разработка календаря, который должен был объединять в себе лунарные и солярные компоненты, влиять на садоводство и виноградорство, традиционно возлагалась на арабских математиков, известных своими познаниями в астрономии. Однако в начале XVII в., то есть со времени своего появления в Пекине, иезуиты составили им конкуренцию, причем считались надежными и достойными не меньшего доверия. Это была эпоха, когда астрономия в Европе бурно развивалась. Разумеется, папа запрещал иезуитам поддерживать систематические тезисы Коперника (1473-1543 гг.) и Галилея (1564- 1642 гг.), но святые отцы тем не менее ими интересовались, а также были знакомы с наблюдениями, полученными тем же самым Галилеем с помощью разработанной им астрономической зрительной трубы (1609 г.). В результате, иезуиты не раз доказали, что способны лучше своих ближневосточных конкурентов разрешать ряд сложностей, присущих китайскому календарю. А он играл важную роль в церемониях: открывая первую борозду сельскохозяйственного года, принося жертву Небу и Земле в зависимости от положения звезд, символически перемещаясь, чтобы привести в действие солнцестояние и равноденствие, император должен был неукоснительно следовать Природе. Согласно древним концепциям власти, от этого зависело благо империи и всеобщее процветание.

Источник этого материала http://www.chinamodern.ru/?p=23530
Комментарии:

Комментировать

Baш E-mail не будет опубликован


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>