Главная » Китай сегодня » Древний Китай
Древний Китай
Несмотря на то, что наш сайт называется "Современный Китай", все мы понимаем нераздельность истории народа и его настоящего. И поэтому, статья про древний Китай была давно запланирована к написаню и размещению на нашем сайте. Наконец-то время этой статьи пришло и сегодня мы предлагаем вниманию читателей обзор наиболее важных вех истории, которые после себя оставил древний Китай.
История древнего Китая берет свое начало в эпоху неолита, приблизительно в V – III тыс. до н.э. Формировалась древнекитайская цивилизация в бассейне реки Хуанхэ. При этом длительное время она была относительно изолированной. Расширяться территория начинает лишь в середине I тыс. до н.э.
Хотя государственность и классовое общество в древнем Китае образовались позже, нежели в древней Передней Азии, однако после возникновения они развиваются очень быстро и способствуют образованию своеобразной культурной и политической системы.
По династиям историю древнего Китая характеризует традиционная историческая наука Поднебесной. Согласно ее теории, время «пяти императоров», воспетых в мифах, изменилось эпохой «трех династий», а именно: Ся, Шань-Инь и Чжоу. Династийная периодизация, не удовлетворяющая в достаточной мере требования современных исследователей, уступает археологической периодизации, основанной на знаниях об уровне производительных сил и основном материале для изготовления орудия труда (бронза, железо).
Философия древнего Китая строится на этико-политическом учении Конфуция – «конфуцианстве», возникшем через несколько сотен лет после смерти его основателя. Система философских взглядов, созданная Конфуцием, более, чем две тысячи лет значительно влияла на развитие общественного и политического строя, а также духовной культуры Китая.
Также к великим китайским философским школам, чаще называемым религиями, относятся буддизм и даосизм. Первая основывается на Четырех Благородных Истинах: страдании, происхождении и причинах страдания, прекращении страдания, истинных путях к завершению страдания. Буддисты проповедуют духовное пробуждение. Вторая преклоняется перед великим Дао, всеобщим Законом и Абсолютом. По мнению даосистов, Дао является своего рода началом бытия, универсальным единством мира.
Культура древнего Китая непосредственно связана с многочисленными мифами, подразделяемыми на несколько циклов. Известнейшими за пределами Поднебесной мифами являются космогонические, трактующие о возникновении человека и природы из первоначального хаоса. По одной из концепций живые существа и неодушевленные вещи возникли в следствии деления хаоса на женское (темное) начало Инь и мужское (светлое) начало Ян. Кроме того, в отдельные группы мифов входили повествования о стихиях, древнейших героях, первопредках и т.д.
Искусство древнего Китая своеобразное и интересное явление. Среди музыки, поэзии и танца самой естественной и правдивой древние китайцы считали только музыку. Музыкальные инструменты они подразделяли на три группы: ударные, духовые и струнные.
Особого распространения в древнем Китае получила портретная живопись. Обычным делом было украшение портретными фресками дворцовых помещений.
Довольно часто древнекитайские художники изображали на своих полотнах лошадей, собак и духов. При этом считалось, что невиданных никогда и никем духов изображать проще всего. А вот лошадей и собак люди видят постоянно и могут легко обнаружить нарушение сходства на полотнах.
Декоративно-прикладное искусство занимало значительное место в китайской художественной культуре. Одним из основных его видов считались изделия из фарфора, получившие мировое признание. Кроме того, сложно выполнимыми, но очень красивыми были работы мастеров-резчиков из нефрита, горного хрусталя, розового кварца и слоновой кости.
Пик расцвета культуры древнего Китая припадает на время, когда впервые разрозненные царства стали одним единым Китайским государством.
Архитектура древнего Китая может быть представлена такими выдающимися образцами, как храм Неба, дворец Гугун, пекинский парк Ихэюань и многими другими. Виды сооружений (дворцы, храмы, жилища) и их внешний облик (торжественные, изящные, изысканные) объединяют эстетические устремления и строительные идеи, которые были присущи только китайской нации.
Главная тяжесть в конструкциях зданий древнего Китая ложилась на столбы каркаса, придерживающие крышу, а не на стены. Такая необычная каркасная система позволяла китайским зодчим не только проектировать свободно стены сооружения, но и помогала предотвратить его разрушение при землетрясениях.
Еще одной интересной особенностью архитектуры древнего Китая является эффект целостной композиции, представляющий собой ансамбль из многочисленных сооружений. Строительство отдельно стоящих сооружений не принято в Китае, поэтому возле главного помещения всегда можно обнаружить дополнительные постройки.
Древний Китай значительно отличается от всех мировых цивилизаций благодаря своей обособленности, длительной изоляции и отсутствию какого-либо влияния на него из вне.
Самые читаемые записи за последний час:
Комментарии: |