Главная » Китай в цифрах.. » 3 этапа становления Китайской оперы
3 этапа становления Китайской оперы
С потрясающим успехом в Пекине прошла совместная оперная постановка Национального центра исполнительских искусств Пекина и Мариинского театра. Эти два именитых театра показали совместную театральную постановку знаменитой оперы «Евгений Онегин».
В столице Китая было показано подряд четыре представления, в которых совместно отыграли китайские и российские исполнители. Выступления прошли 14-17 марта. Премьера постановки «Евгения Онегина» открыла международный оперный фестиваль, который будет проводиться в Пекине в течение трех следующих месяцев.
Надо сказать, что Китай имеет давние традиции в оперном искусстве, вед китайская опера – одно из древнейших музыкально-драматических направлений искусства на планете. С момента своего возникновения китайская опера полюбилась китайскими правителями, хоть она и возникла на основе народных песенно-танцевальных традиций. Китайская опера развивалась в несколько этапов, о которых я расскажу ниже.
1. Опера Цаньцзюнь.
Эта форма оперного искусства была создана в период Троецарствия (3 век н.э.). Позже, в 8 столетии, была создана первая придворная театральная труппа Лиюань. С того момента Китайская опера стала одним из популярнейших развлечений в Поднебесной. Многие современные особенности китайской оперы нашли свое начало на севере Поднебесной – в провинциях Ганьсу и Шаньси. Оттуда были позаимствованы определенные традиционные персонажи: шэн – мужчина, чоу – клоун, дань – женщина, хуа – нарисованное лицо.
В период царствования династии Юань (13-14 вв.) театральные исполнители заговорили на языке простого народа, вместо классического китайского языка. Возникшая тогда Юаньская драма стала флагманом развития национальной китайской драмы. Наиболее известным драматургом времен династии Юань считается Гуань Ханьцин. Его великолепная пьеса «Обида Доу Э» и сегодня с успехом ставится современными китайскими театрами.
Во времена Сунской династии цзацзюй трансформировалась в особую сценическую форму, включающую акробатику, танцы, пение, музыку, интермедию. Представления стали делиться на три акта. В прелюдии к главной части выступления рассматривались комедийные и пикантные ситуации повседневной жизни. В главной части, при помощи танца, пения и декламирования, рассказывалась основная история. Последняя часть состояла из акробатических номеров и комедийных сцен. Эти три части совершенно отличались друг от друга содержанием.
2. Опера Кунцюй.
Во времена цинской и минской династий (16-18 вв.) появилась Куньцюй – новая китайская опера, объединившая северные традиции Цаньзянь с южными мелодиями. Эта форма театрального искусства сочетала декламирование стихов, оперное пение, балет, драму. Кроме того, иногда использовались и другие театральные формы: акробатика, фарс, пантомима. Между чтением текста исполняются арии, основанные на традиционных мелодиях «цюй-пай». Все тексты сопровождаются стилизованными движениями и жестами, являющимися своеобразным танцем с жесткими правилами. Все движения жестко скоординированы с музыкой.
Жанр принял именно такую форму усилиями музыкантов и актеров 16го века, особенно Вэй Лянфу, которые стандартизовали правила исполнения. В конце 16го века опера Куньцюй распространилась по всем территориям Китая, и на протяжении следующих двухсот лет была самой популярной и востребованной формой китайского сценического искусства.
3. Китайская опера современности.
Оперное искусство Поднебесной, в его современном виде, возникло как сплав традиционного театрального искусства Китая и западной классической оперы. В самом начале 20го столетия китайская культура находилась под сильным влиянием западной цивилизации, научного мировоззрения. В то время Ли Цзинь-цзян - китайский музыкант, начал продвигать идею воспитания детей при помощи песенно-танцевальных постановок. Он собирал популярные китайские и иностранные песни, писал стихи, стилизованные под классический жанр С Цы. В результате возникла новая музыкально-театральная форма, ставшая предшественницей современной оперы Китая.
После создания КНР, в 50-60 гг., восточная оперная традиция активно развивалась. Тогда было создано множество театральных постановок с китайским колоритом. Одновременно с этим возникают талантливые оперные исполнители. Это период огромной популярности жанра музыкальной драмы в Поднебесной.
После этого наступил период упадка оперного искусства, которое начало возрождаться только в 80е годы 20го столетия. К сожалению, пытаясь удовлетворить современные запросы ценителей оперы, китайские драматурги отошли от классических традиций написания оперных произведений, переключившись на использование популярных современных развлекательных композиций, постановок. Это привело к тому, что публика потеряла интерес к восточной музыкальной драме, предпочитая им европейские постановки. Однако та часть китайских драматургов, занимающихся традиционным китайским оперным искусством, продолжают прилагать усилия, направленные на развитие самобытных оперных традиций Китая.
Самые читаемые записи за последний час:
Комментарии: |